Человеку часто приходится переживать длительный период трудностей и долгое время отражать давление обстоятельств. Именно здесь на первое место выходит фактор терпения.
«Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается», — писал Конфуций.
«Велик тот, кто велик в терпении», — будто вторит этому изречению народная мудрость.
Однако терпение бывает истинным и ложным. Мы часто путаем терпение с безынициативностью и безвольным подчинением силы обстоятельств или силе чужой воли. «Так получилось», «Я ничего не могу изменить», «Я пешка в его руках» в сочетании с унылой и кислой физиономией — это не терпение, но пассивность и безответственность. Терпеливость же всегда внутренне активна, бдительна. У терпеливого человека есть цели, и он упорно их воплощает, принимая удары судьбы как неизбежное.
Терпение — это активность.
Терпеливый может проявить силу и сделать резкий выпад, если это ему покажется необходимым. Он не выпускает штурвал своего поведения из своих рук, не отдает его другому. Такой человек чувствует русло своей судьбы и постоянно направляет его в нужную сторону, занимается тем, что ему кажется необходимым. Он принимает решение терпеть и несет ответственность за последствия своего выбора на своих плечах.
Терпение=ответственность.
Другой вариант ложного терпения — это когда человек делает хорошую мину при плохой игре. Он улыбается и проявляет внешнюю доброжелательность к человеку, который ему не нравится. Он демонстрирует спокойную реакцию на различные препятствия, когда внутри него бушует самая настоящая буря — недовольство, раздражение, ярость, депрессия, печаль, тоска. Ложное терпение — это всегда имитация, и это всегда внутренний конфликт. Состояние раздвоенности и противоречивости чревато самыми серьезными негативными последствиями.
Терпение=цельность.
Подлинное терпение — это принятие мира целиком, со всеми его плюсами и минусами. Оно предполагает умение человека противостоять давлению, не допуская внутри себя стойких отрицательных эмоций по отношению к внешнему раздражителю. Истинное терпение всегда основано на любви, на его сильных и чистых токах. Его девиз — не казаться, как это присуще терпению внешнему, но быть спокойным и доброжелательным изнутри, что бы ни происходило.
Конечно, с таким терпением не рождаются, а его воспитывают, причем наука его воспитания считается одной из самых сложных и высоких.
Правила игры с судьбой
Мне много приходилось работать над собой, и я постепенно создал для себя некие правила, позволяющие сохранять устойчивость, спокойствие и выносливость при столкновениях с миром. Эти правила и методы, которые я стараюсь культивировать в себе и которым обучаю на семинарах и консультациях заинтересованных людей, выглядят следующим образом:
Если вам приходится отвечать на давление и агрессию, старайтесь наполнить свой ответ энергией терпения. Это предполагает, что вы умеете извлекать из глубин организма и психики собственные внутренние ресурсы и скрытые силы. Если человек не умеет подключаться к этим силам и заново подзаряжать себя в случае психического истощения, то он не сумеет быть по-настоящему терпеливым.
Сделав все, что можно и нужно самостоятельно, обращайтесь к Высшему Началу за помощью. Призывайте силы и энергии этого Начала, когда собственные силы на исходе и уставшая рука уже готова отпустить спасительный канат. Помните, что истинное терпение — это дар неба, но дается он только тем, кто правильно ведет себя на земле.
Представьте себе Стрекозу — веселое, легкомысленное существо, избегающее трудностей. Прочувствуйте, как ей беззаботно и хорошо ей летом. Вспомните себя и признайтесь, что частенько в этой жизни вам приходилось быть Стрекозой. Подумайте над ее жизнью — счастливой, но до первых заморозков. Доживет ли бедняга до следующего лета — это вопрос. Надежный дом нужно строить вовремя.
Теперь представьте себе трудолюбивого Муравья, вся жизнь которого — непрестанная забота о хлебе насущном и подготовке к зиме. Он ведет исключительно монотонную, полную трудов и хлопот жизнь, где почти нет места для веселья и праздника. Существование его — не мед, но он утешает себя тем, что зимой ему будет тепло и сытно. Проникните в его упорядоченную волевую психологию и посмотрите, часто ли вы ведете себя как Муравей.
Подумайте над своей жизнью, чего в ней больше — стрекозиного или муравьиного? В какую сторону ваша жизнь искривлена или деформирована?
Ваша цель — объединить оба начала в единое целое. Это возможно! Ваши усилия должны стать радостными, а отдых — осмысленным и плодотворным. Отдых — он потому и от-дых, что после трудов. Потребность перевести дыхание.
Представьте еще раз поочередно образы Стрекозы и Муравья. Мысленно проживите оба психологических состояния. А затем соедините их в одно целое, перенесите состояния праздника в свой повседневный труд и вызовите в сознании образ своего повседневного усилия, наполненного солнечной радостью праздника.
Жизнь прекрасна не только в момент беспечной праздности, но и в мгновения преодоления трудностей. Пусть состояние радости усилия станет любимым, приносящим удовольствие.
Об авторе
Сергей Юрьевич Ключников — практический психолог с 25-летним стажем работы, кандидат философских наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН). Автор более 20 книг по практической психологии, входит в десятку наиболее читаемых психологов России. Создатель уникальных авторских методик по овладению скрытыми ресурсами организма и психики, развитию интуиции и внутренней силы, повышению личной эффективности и психологии финансового успеха, поведению в экстремальных ситуациях и волевой саморегуляции. Провел несколько сотен психологических тренингов и несколько тысяч индивидуальных консультаций, в т.ч. в Москве, Новосибирске, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Одессе и т.д.
Более подробную информацию о книгах Сергея Ключникова, а также о консультациях и тренингах можно найти на сайте www.kluchnikov.ru